ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России, г. Тюмень
Введение. Варикозная болезнь вен нижних конечностей
и хроническая венозная недостаточность представляют собой важную социально-экономическую проблему ввиду тенденции к росту
заболеваемости у лиц трудоспособного возраста. По данным Л.М.
Гороховой, Я.И. Бичкаева (2008 г.), наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано на Московской, Горьковской
и Свердловской железных дорогах, при этом в структуре профзаболеваний патология сосудов нижних конечностей составляет 5,8%.
Цель исследования – изучить общую и первичную заболеваемость варикозной болезнью работников железнодорожно-
го транспорта на Свердловской железной дороге ОАО «РЖД».
Материалы и методы. Проведена оценка медико-социальной значимости болезней сосудов, и в частности варикозной
болезни вен нижних конечностей, что является важным условием
при разработке комплексных программ профилактики.
В работе были использованы следующие методы исследования: статистический, клинический, экспертный анализ и системный подход.
Результаты и обсуждение. Проведён ретроспективный анализ уровня и структуры заболеваемости работников
Свердловской железной дороги (Свердл. ЖД) по материалам обращаемости в амбулаторно-поликлинические подразделения, а
также по данным историй болезни госпитализированных в хирур-
гическое отделение «НУЗ Отделенческой железнодорожной больницы на ст. Тюмень»» за период 2007-2014 годы. Анализ показал,
что в течение последних лет отмечается снижение (в 1,6 раза) общей заболеваемости варикозной болезнью (ВБ) – с 9,6 в 2007 году
до 6,1 на 1000 работающих в 2014 году. Показатели первичной заболеваемости варикозной болезнью работников железнодорожного транспорта за этот же период времени возросли с 1,0 до 1,9 на
1000 работающего населения.
При анализе причин и механизмов развития варикозной
болезни у работников железнодорожного транспорта можно констатировать, что кроме наследственного фактора, имеется целый ряд железнодорожных профессий, связанных с длительными статическими
нагрузками (в первую очередь, монтёры путей, работники локомотивных бригад, проводники поездов дальнего следования и др).
Таким образом, выявленный нами в ходе исследования
рост первичной заболеваемости, увеличение доли варикозной болезни в структуре заболеваемости свидетельствуют о наличии
ряда нерешённых проблем, касающихся организации и обеспечения качества профилактической работы при этой патологии, особенно среди лиц молодого трудоспособного возраста.