Шайдаков Евгений  Владимирович - доктор медицинских наук,
заместитель директора НИИнститута
Экспериментальной медицины СЗО РАМН
руководитель клиники института,
профессор кафедры ХУВ-1 ВМА
 XVI Европейский Венозный Форум 2015
 
                      Новости и блог          Биография          Библиография          Запись на приём          Публикации          Контакты      
 ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины»  Санкт-Петербургская Ассоциация Флебологов (Saint-Petersburg Society of Phlebology, SPSP)  10-й Санкт-Петербургский Венозный Форум (Рождественские встречи) 30 ноября - 10 декабря 2017

Синдром экономического класса

06 декабря 2011, 15:05:00
    

Синдром экономического класса напрямую связанс тромбозом глубоких вен. Это состояние развивается вследствие снижения скорости венозного кровотока в ногах. Теснота, скованность и недостаток движения – основная причина тромбоза глубоких вен, смертность от которого ежегодно увеличивается. Развитие тромбоза глубоких вен вовремя или после длительных поездок на автомобиле, автобусе, самолете или поезде часто называют "синдромом экономического класса" или "синдромом эконом-класса". Само понятие «синдром эконом-класса» впервые появилось в 1977 году, в работе под названием «Пульмональная тромбоэмболия после путешествий». В настоящее время рекомендуется использовать другой, более точный термин - «тромбоз путешественника».

Ежегодно, по статистическим данным Европейского союза, регистрируется по 90 тысяч случаев "летного" тромбоза. В одном только Токийском аэропорту с 2000 по 2010 год от этого заболевания умерли 25 пассажиров и около1,5 тысячи человек попали в ближайшую клинику с диагнозом “тромбоз глубоких вен” (ТГВ).

Нахождение в неподвижном состояниив в течение нескольких часов и невозможность размять ноги замедляют кровообращение, которое приводит к появлению кровяных сгустков. Чтобы он сформировался, достаточно 1,5–2 часов!

Другие факторы - такие как низкое барометрическое давление в салоне самолета, низкая влажность, обезвоживание; перекрещенные, закинутая одна на другую или глубоко подобранные под кресло ноги; перегрев; употребление алкоголя – увеличивают риск развития "синдромом экономического класса".

Симптомы. Есть два основных признака развития "синдромом экономкласса": внезапно сильно опухает нога, чаще стопа и голень, и появляется боль в икре. Иногда развивается один из двух симптомов, реже заболевание развивается под маской легкого дискомфорта в ногах.

Что страшно? Тромбоз глубоких вен - очень грозное состояние - жизненно важно действовать как можно скорее, чтобы избежать дальнейших осложнений. Риск тромбоза особенно высок у людей с определенными заболеваниями крови, у женщин, принимающих оральные контрацептивы, у тех, кто пользуется снотворными во время полета, у людей очень высокого или очень низкого роста, а также у людей, имеющих избыточный вес. При комбинации этих факторов риск может возрастать в 50-100 раз.

Небольшой элемент тромба может оторваться и, «попутешествовав» по кровотоку, закончить свой путь в легочной артерии, что затруднить снабжение крови кислородом, таким образом, вызывая легочную эмболию.

Человек будет жаловаться на острую боль в груди и затруднение дыхания. Симптомы могут также включать кашель, кровохарканье, лихорадку и учащение сердцебиения. Эмболия вызывает дисфункцию сердца, которая может привести к инсульту, и даже смерти.

Следует помнить, что по окончании поездки исчезает риск формирования патологических тромбов, но остается еще примерно в течении 4 недель риск его отрыва и миграции по венозной системе кровообращения. Поэтому при внезапном появлении признаков одышки, сердцебиения, резких болей в ногах, за грудиной, головной боли следует немедленно обратиться к врачу и не забыть сообщить о недавнем путешествии.

Практические советы:

  • Собрались лететь эконом-классом? Бронируйте кресла в первом ряду у выхода, перегородки или в проходе. Здесь больше места, можно вытянуть ноги или же встать с кресла и немного размяться;\
  • Не надевайте в полет тесной одежды и обуви;
  • При любой возможности прогуливайтесь по проходу в течение поездки или перелета;
  • Наденьте в самолет специальный компрессионный трикотаж – гольфы, чулки или колготки (степень компрессии согласуйте с вашим флебологом);
  • Пейте больше жидкости, не употребляйте алкоголь;
  • Во время полета старайтесь мало есть и выбирайте только легкие блюда;
  • Каждые 30 минут делайте гимнастические упражнения, чтобы разогнать кровь по сосудам. Для начала разуйтесь (опытные авиапутешественники предпочитают летать босиком);
  • Приблизительный набор рекомендуемых гимнастических упражнений:
    • вращайте ступни справа налево или слева направо;
    • перекатывайте ступни с пятки на носок и обратно;
    • перекатывайте ступни кнаружи и вовнутрь;
    • вытягивайте и поджимайте пальцы ног;
    • вытянув ноги как можно дальше вперед, положите ладони чуть выше коленей и слегка надавливайте на бедра, одновременно пытаясь поднять ноги вверх;
    • напрягайте и расслабляйте мышцы бедер и ягодиц;
    • вращайте кистями рук и предплечьями в разные стороны;
    • попеременно приподнимайте то правое, то левое плечо к соответствующему уху, затем опускайте его;
    • делайте медленные повороты головой направо и налево.
  • Не оставляйте багаж под ногами, чтобы иметь необходимое пространство для упражнений;
  • Старайтесь не спать, поджав или скрестив ноги, и избегайте применения снотворных препаратов;спите не более двух часов подряд, чтобы не оставаться долго в неподвижном положении;
  • О мерах медикаментозной профилактики тромбоза вен перед путешествием необходимо проконсультироваться с флебологом.
  • Подробные планы салонов всех зарубежных лайнеровс маркировкой плохих и хороших кресел ищите на сайте www.seatguru.com;

Полезно знать, что при регистрации тучного пассажира или женщины с маленьким ребенком, который летит у нее на коленях (что создает дополнительный рискТГВ), оператор зарезервирует соседнее место и постарается никого сюда не сажать, если самолет загружен не полностью. В “боинге-767” предусмотрены 12, а в “аэробусе-300” — 16 кресел для длинноногих клиентов. В службе регистрации аэропорта “Шереметьево-2” заполнять салоны эконом-класса “ИЛ-86” всегда начинают с 16-го и 34-го рядов, оставляя 15-й и 33-й для рослых пассажиров.

А если все же вышеописанное непосредственно вас касается, и неудобства полета или путешествия в другом транспорте выбивают вас из колеи, то, поверьте, что конечная цель вашего путешествия, с лихвой компенсируют все, что вам придется претерпеть, наверняка и многократно превзойдя ваши самые смелые ожидания! Доброго пути!